РБК удалось ознакомиться с проектом единой методики кадастровой оценки недвижимости, которую готовит Минэкономразвития. Сейчас собственники часто оспаривают эту оценку в суде, поскольку она влияет на величину налога на имущество
Новые формулы
Актуальность текущей версии методики подтвердили два источника, знакомые с ходом подготовки документа. Представитель Минэкономразвития, которое отвечает за эту подготовку, Елена Лашкина сказала РБК, что обсуждение рабочей и несогласованной версии преждевременно. В проект еще будут вноситься изменения, обращает внимание РБК один из участников подготовки документа.
Введение единой методики предусмотрено новым законом о кадастровой оценке недвижимости, который был принят Думой в июне и подписан президентом Владимиром Путиным 3 июля. Согласно закону, право оценивать недвижимость для ее налогообложения получат только государственные оценщики. Расхождения в оценках одних и тех же объектов были поводом для критики работы частных компаний и решения властей передать кадастровую оценку государству, объясняли ранее депутаты Госдумы.
Ценообразующие факторы для кадастровой оценки каждого объекта авторы методики делят на три типа: те, что характеризуют макроэкономическое окружение оцениваемых объектов недвижимости, ситуацию на рынке недвижимости, а также сам объект и объекты-аналоги.
Госоценщиков обяжут анализировать объем рынка недвижимости, динамику цен по факту сделок, предложение и спрос, активность основных участников рынка, политику региональных и местных властей в области землепользования. В своих обзорах госоценщики должны будут представлять анализ затрат на создание объектов недвижимости, а также особенностей кредитования рынка недвижимости. Информацию о состоянии рынка оценщики смогут получать из баз данных Росреестра, СМИ и агентств недвижимости. Вопрос, каким образом государственные оценщики будут получать доступ к данным агентств, еще не решен, обращает внимание один из собеседников РБК.
Чтобы сделать анализ точнее, государственные оценщики должны будут собирать информацию, «не относящуюся непосредственно к объектам оценки, но влияющую на их стоимость», говорится в проекте методики. К информации о макроэкономической среде оцениваемых объектов авторы относят информацию, характеризующую социально-экономическое состояние страны в целом и конкретного региона: речь идет о динамике ВВП, зарплатах и реальных доходах населения, уровне инфляции, индексе промпроизводства на дату кадастровой оценки недвижимости.
В процессе кадастровой оценки государственные оценщики должны будут разделить населенные пункты на ценовые зоны — части территории с близкими показателями средних рыночных цен на типовые объекты недвижимости, следует из проекта. Разница в средних рыночных ценах между типовыми объектами в различных ценовых зонах должна быть не меньше 10%.
Оценщики должны будут определить степень износа каждого объекта, это в свою очередь отразится на кадастровой оценке. Отличным и хорошим будет признаваться состояние недвижимости, сданной или капитально отремонтированной в течение пяти лет до проведения кадастровой оценки (если на объекте не было форс-мажорных случаев). Нормально эксплуатируемым зданиям старше пяти лет засчитывают 40–процентный износ, тем, которые требуют капитального ремонта — 60–70%, ветхим и аварийным — свыше 60–70%. При этом госоценщики не смогут самостоятельно признавать здания ветхими или аварийными: отнести сооружения к этим категориям можно будет только в случае, если они уже включены в список объектов ветхого и аварийного фонда, который составляется властями, следует из проекта.
Оценка объектов будет производиться не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе отчеты должны готовиться не чаще одного раза в два года.
Для избежания споров
Поэтапный переход на исчисление имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости недвижимости начался в России с 2014 года и должен завершиться в 2020-м. В 2016 году в 28 российских регионах, включая Москву, налог по новой системе впервые должны будут заплатить физлица. Прежде физлица платили налог от инвентаризационной стоимости недвижимости, включавшей только стоимость материалов и строительных работ с поправкой на износ здания, а юрлица — от балансовой стоимости, которая сопоставима с инвентаризационной.
Ранее РБК провел исследование, которое показало, что при переходе на систему исчисления налогов от кадастровой стоимости величина имущественного налога для 40% предпринимателей увеличилась в 2–6 раз, а для пятой части (21%) бизнесменов налог вырос в 6–10 раз (в выборке было 3,3 тыс. зданий, сооружений и помещений в Москве).
До сих пор кадастровую оценку недвижимости проводили частные оценочные компании, которых по конкурсу отбирали региональные власти. К действующей системе кадастровой оценки было много претензий как у собственников недвижимости, многие из которых считали определенную ими кадастровую стоимость своей недвижимости завышенной, так и у властей. По данным Счетной палаты, в 2015 году количество обращений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости выросло в два раза — до 31,3 тыс. заявлений по 64 тыс. объектов недвижимости. В результате пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссий и судов налогооблагаемая база в регионах за 2014–2015 годы уменьшилась на 4 трлн руб.
Суды и комиссии удовлетворяли до 70% жалоб собственников на результаты кадастровой оценки, сообщал прошлой осенью думский комитет по собственности в письме председателю Госдумы Сергею Нарышкину. Из-за многочисленных претензий к существующей системе президент Владимир Путин в феврале 2016-го поручил правительству оптимизировать порядок уплаты гражданами налога на землю. Против введения государственной монополии на кадастровую оценку выступали многие бизнесмены: по их мнению, монополия не будет способствовать решению проблем с оценкой, а лишь усугубит их.